ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ

 

1. Лечебное и гигиенически - оздоровительное значение плавания.

2. Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка.

 

1. Лечебное и гигиенически - оздоровительное значение плавания.

 

Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития: рост, вес, ЖЕЛ; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.

 

Наиболее успешно плавание используется для исправления нарушений осанки и деформации позвоночника - различные типы и степени сколиза, лордозы, кифозы, сутулость. Оно является одним из важных звеньев комплексного лечения. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. По данным школы-интерната N 76 г. Москвы при изучении результатов комплексного лечения сколиоза (с активным использованием занятий плаванием) у 3000 детей выявлено: уменьшение искривления дуги позвоночника у 6,7% детей, стабилизация процесса у 80,7 % и прогрессирование у 12,8 % .

 

Исследованиями В.А.Сергеева показано лечебное свойство плавания в благотворном изменении физиологических показателей у детей с нарушениями функции дыхания, которое способствует их устранению. Нарушения функции внешнего дыхания сопровождают острые и хронические заболевания дыхательной системы и проявляются дыхательной недостаточностью, выражающейся нарушением процессов насыщения крови кислородом и удаления из нее углекислоты. Недостаточность внешнего дыхания возникает в результате нарушения легочной вентиляции, нарушения диффузии газов, несоответствия между вентиляцией и кровообращением в отдельных зонах легких. Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких. При плавании дыхание согласовано с движениями конечностей. Один цикл движений выполняется как правило, не больше, чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому пловец стремится использовать каждый вдох с максимальной полнотой. Давление воды на грудную клетку способствует более полному выдоху и одновременно способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Все это приводит к увеличению жизненной емкости легких и повышению функциональных возможностей дыхательной системы. Именно пловцы установили своеобразный рекорд потребления кислорода в минуту – 5л. Установлено, что у детей 12-13 лет, регулярно занимающихся плаванием, жизненная емкость легких за полгода вырастает на 350-400куб.см, в то время как у детей, плаванием не занимающихся, - всего на 100-120куб.см.

 

По данным Л.А. Куничева пребывание человека в воде и выполнение дозированных упражнений способствует нормализации важнейших биохимических показателей свойств крови и улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы даже у больных, страдающих атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнью сердца. Во время плавания создаются наилучшие условия для кровообращения: в горизонтальном положении облегчается венозный отток крови от нижних конечностей, сокращение больших групп мышц, давление воды на тело и глубокое дыхание способствуют хорошему кровоснабжению тканей, облегчается работа сердца.

 

Малые и средние величины физических нагрузок в условиях водной среды, по наблюдениям В.Г.Жаркова, оказывают стимулирующее влияние на процессы всасывания пищи в желудочно-кишечном тракте. А специальными исследованиями Т.Н. Цоневой отмечены положительные сдвиги в центральной нервной системе пловцов, выражающиеся в улучшении ее адаптации. Кроме того, выполнение движений в водной среде оказывает положительное влияние на тренировку вестибулярной устойчивости и функции равновесия тела, чему способствуют условия нахождения в воде, близкие к невесомости.

 

Плавание является прекрасным средством закаливания, формирования и развития гигиенических навыков. Закаливание основано на способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Систематические занятия плаванием повышает адаптационные возможности организма к неблагоприятному воздействию температурных колебаний и высокой влажности воздуха, являются прекрасным средством повышения сопротивляемости вирусным и острым респираторным заболеваниям. Температура воды всегда ниже температуры человеческого тела, поэтому, при нахождении в воде тело излучает на 50- 80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух ).

 

Защитной реакцией организма на раздражение холодной водой является рефлекторное усиление теплообразования. При воздействии холодной и прохладной воды возникает спазм мелких сосудов кожи, наблюдается отток крови к внутренним органам, уменьшаются теплопотери. Сужение кожных сосудов повышает сопротивление кровотоку, что вызывает учащение и усиление сердечных сокращений, некоторое повышение кровяного давления.

 

Холодовое воздействие приводит к возбуждению нервной системы. Кожа становится бледной и холодной на ощупь, возникает озноб (первая фаза реакции). Затем суженные кожные сосуды расширяются, повышается тонус мускульных стенок сосудов и ускоряется кровоток. Происходит прилив крови от внутренних органов к коже. Это приводит к потере тепла организмом и вызывает повышение обмена веществ, требующее большего потребления кислорода, т.е. усиления работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Кожа становится розовой и теплой на ощупь, возникает приятное ощущение тепла (вторая фаза реакции). При длительном воздействии холодной воды наступает третья, нежелательная, фаза реакции: кровеносные сосуды остаются расширенными, тонус их стенок снижается, кровоток замедляется, возникает венозный застой, кожа становится синюшно-красной, холодной на ощупь, образуется “гусиная кожа”, возникает вторичный озноб. Появление этих признаков указывает на необходимость немедленного выхода из воды.

 

В механике теплорегуляции большое значение имеет кожа, т.к. именно через кожу осуществляется 80-90 % теплоотдачи. У детей поверхность тела по отношению к массе больше, чем у взрослых, например, в 6 лет - 456 кв.см / кг, в 10 - 423 кв.см / кг, у взрослых 221 кв.см / кг. Кожа у детей тонкая, в ней много капилляров. Терморегуляторные функции детского организма несовершенны. Поэтому теплоотдача у дошкольников больше, чем у школьников и тем более взрослых. Отсюда ясно почему организм, находящегося в воде ребенка, легче подвергается переохлаждению, чем организм взрослого.

 

Специалистами в области плавания также подмечено, что нахождение человека в воде с погруженной головой усиливает эффект охлаждения, вызывая более высокое напряжение вегетативных функций организма. При систематических занятиях плаванием сосудистая система приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после плавания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

 

По наблюдениям Осокиной Т.И. снижение температуры кожи в воде у детей, занимающихся плаванием, оказалось на 0,4-0,9 град. меньше, чем у детей не занимавшихся плаванием. При этом обнаружен феномен одностороннего переноса адаптации: слабые холодовые воздействия приводят к холодоустойчивости не только к слабым (на 2-3град.) но и к сильным, резким (8 - 12 град.) охлаждениям. Тогда как тренировка посредством резких охлаждений такими свойствами переноса адаптации не обладает.

 

Специальными исследованиями А.Я.Тихонова и др. было установлено, что дозированные занятия в бассейне при температуре воды 27град. способствуют тем же изменениям в системе терморегуляции, которые наблюдаются при акклиматизации людей, длительно работающих в условиях Севера. Наряду с этим пребывание в воде оказывает гигиеническое влияние на кожный покров, массируя внутренние органы и расслабляя мышцы.

 

В воде происходит полная проработка всех групп мышц, независимо от способа плавания. Когда пловец гребет «технично», каждый из стилей плавания эффективно «прорабатывает» верхнюю часть тела – руки, грудь, плечи, при этом постоянно работают ноги, спина и брюшной пресс. В итоге тело одевается в легкий корсет мышц, выправляются плечи и осанка. Следует отметить, что плавание само по себе не способствует резкому наращиванию мышц. Оно делает их, скорее, эластичными, чем объемно-накачанными.

 

 

 

2. Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка.

 

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредовано.

 

Непосредственная связь заключается в прямом воздействии физического воспитания на уровень развития умственных способностей занимающихся за счет возникновения в ходе занятий познавательных ситуаций, связанных с изучением и совершенствованием техники движений, повышением их экономизации и точности, а также проблемных ситуаций различной сложности, требующих принятия самостоятельных решений, активных действий и творческого подхода к решению поставленных задач.

 

Опосредованная связь состоит в том, укрепление здоровья и повышение общей жизнедеятельности организма ведет к большей продуктивности в умственной деятельности.

 

Взаимосвязь физического развития и умственной работоспособности детей явилась вопросом изучения многих экспериментальных исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом.

 

В исследованиях, проведенных в течении трех лет в г.Варны (Болгария), изучалось влияние занятий плаванием на состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств и изменение активности внимания детей, как показатель их умственной работоспособности. Общая умственная работоспособность школьников определялась с помощью психологического теста, посредством учета количества обработанных знаков за единицу времени до и после занятий плаванием. Дети в экспериментальных группах, программа физического воспитания которых отличалась повышенным содержанием занятий в бассейне, упражнений и игр, нашли в фигурном тексте в среднем на 3 буквы больше, чем дети контрольной группы, и в дальнейшем они превосходили сверстников в 1 и 2 классе. Заболеваемость в экспериментальных группах с повышенным режимом двигательной активности была в среднем в 4 раза ниже, чем в контрольных. Обнаружилось существенное положительное влияние и на уровень развития двигательных качеств.

 

Исследования О.Л. Бондарчук показали, что занятия плаванием способствуют формированию произвольной мнемической деятельности и ведет к значительному повышению объема кратковременной памяти у детей. При обследовано более 300 школьников было выявлено, что их кратковременная память способна удержать не более 8-10 слов. После использования специальной программы в плавательном бассейне объем произвольной кратковременной памяти детей экспериментальной группы увеличился на 4-6 единиц, что было значительно выше, чем при работе с детьми не посещавших бассейн.

 

Установлена взаимосвязь между познавательной и двигательной активностью детей 7-9 лет. Согласно исследованиям Г.А. Каданцевой (1993) наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение психических функций: памяти , внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность), а, с другой - с развитием механизмов центральной нервной системы, среди которых играют главную роль созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

 

Исследования , проведенные в течении двух лет среди учащихся 2-х - 9-х классов, показали, что школьники- пловцы отличаются более гармоничным физическим развитием. Гармонично развиты 72,4 % мальчиков и 67, 8 % девочек спортивных классов и соответственно 57,2 % и 52,4 % в неспортивных. Учащиеся спортивных классов имеют более высокие абсолютные величины длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, МПК, выше показатели становой и ручной динамометрии. У них зарегистрирован более редкий пульс в состоянии покоя, короче время восстановления после функциональной пробы, лучше показатели скорости зрительно-моторной реакции при различении цветов. У школьников спортивных классов выше сопротивляемость к простудным и вирусным заболеваниям. В обычных классах часто болеющие составляют 5,8 % , в спортивных таких нет. Комплексная оценка состояния здоровья установила, что учащиеся спортивных классов относятся к I и II гр. здоровья (учащихся III гр. не было). В обычных классах к I гр. относились 18,7 % школьников, а к III - 9,3 % .

 

Занятия плаванием положительно влияют не только на развитие специальных физико-функциональных способностей, но и общее развитие подростков. Это выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического, психомоторного и интеллектуального развития, а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. По сравнению со школьниками того же возраста, не занимающимися спортом, юные пловцы отличаются более высоким уровнем развития сложных психомоторных функций (быстроты и точности сложнокоординационных действий) и мыслительных процессов.

 

Таким образом, при обучении плаванию детей речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств, а о формировании в их процессе психической, чувственной и эмоциональной сферы ребенка, о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект школьников.

Тел. (495) 646-01-11

Используются технологии uCoz